Так Я возвестил тебе знанье, более тайное, чем сама тайна;
До конца обдумай это и тогда поступай, как хочешь.

Бхагавад-гита



Я тут сыграл на игре "Лила – игра богов" индийского (ну, в данном случае не совсем индийского, но неважно) мудреца Васиштху. Это такой тип, которого на заре времен сделали боги, чтобы учить людей и рассказывать им о мудрости.

Как я сейчас смотрю, я оказался несколько вне основного контингента игроков. Потому что в основном туда ехали играть в индийский эпос, а эпос - это великие страсти, могучие герои и прекрасные женщины (иногда в одном лице), интриги и все такое прочее. Но у индийского эпоса есть и иная, философская, сторона. Вообще так получилось, что мое знакомство с индийской культурой началось с индийской философии, а эпос - это было уже потом. Вот в философию я и ехал играть.

На самом деле индийская философия - это тоже своего рода поле битвы, хотя и несколько иной. Главный враг в этой битве - иллюзии и привязанности в этом мире, все, что отвлекает от осознания истинного “я”, а осознание это может быть созерцательным или деятельным. Есть в этой битве свои победы и свои поражения. Васиштха, как я его представлял, был помощником в этой битве, вести же ее предстояло каждому человеку. (Забавно, кстати, что единственным противником, которого Васиштха победил сам, а не помог победить другим, был демон, вредящий людям чисто из развлечения и не стремящийся к осознанию чего бы то ни было). Что же касается битв в материальном мире - это для Васиштхи была всего лишь игра, в которую он не видел надобности вступать.

На практике быть таким помощником в этой битве оказалось тяжело. С самого начала игры каждые несколько минут ко мне подходили люди, желавшие получить совет. Иногда подходили одновременно несколько человек, и приходилось просить их подождать. К концу фраза “Мудрый Васиштха, я хочу спросить тебя” начала вызывать у меня нервный смех. Потому что запросы по большей части были сложного психологического либо этического характера: помочь понять, как верно поступить в такой-то сложной ситуации и не будет ли такой-то поступок неэтичным, помочь понять, как верно поступить в таком-то конфликте, помочь понять, что дальше делать в жизни и т.д. Понятно, что нормального ответа на эти вопросы я дать не мог, да и никто не мог, это решение, которое человек должен принять сам. Приходилось придумывать средства, чтобы человек сам начал обдумывать ситуацию и находил подходящее решение. Иногда я задавал вопросы типа “а как ты сам думаешь”. Иногда говорил “по нашим законам вот так и вот так поступать нельзя, но если вы поступите, могут быть вот такие последствия - как ты считаешь, ты точно этого хочешь?” Практически всегда говорил, что у человека есть выбор независимо от всех моих советов.

Потом многие говорили, что мне это удавалось и мои советы впрямь помогали. Если так - это уже значительная победа.

Еще моей задачей было следить, как поступки людей меняют мир, какие тенденции возникают - и предупреждать людей обдумывать, к чему могут привести их решения. Я знал, что мир так или иначе должен измениться и не возражал бы против любых изменений - меня боги поставили не затем, чтобы препятствовать изменениям, а затем, чтобы вынуждать людей думать, к каким последствиям могут привести их деяния для мира в целом; чтобы эти изменения были хорошо осознанными. Впрочем, ситуации, когда было ясно видно, что такое-то действие может изменить мир, случались редко. Но случались.

К концу игры случился дополнительный сюжетный ход: прилетевшие из другого мира ученые изобрели машину, которая делала мантры неэффективными, и начали распространять эту машину в нашем мире. Мне нужно было понять, что с этой машиной делать. Уничтожить или запретить ее использование - бесполезно: найдутся те, кто построят ее заново. А если не запрещать, то это все равно изменит мир, люди начнут строить подобные машины как оружие, и сложно угадать - желают того боги или нет. Впрочем, решил я, мир все равно изменится, что бы я ни делал с этой машиной. Но можно сделать изменение как можно менее болезненным, если договориться с учеными-чужаками, чтобы те помогали нам, если кто-то в нашем мире начнет строить подобное оружие. Ведь чужаки уже знают, что делать с такими машинами и как защищаться от них. Это решение я хотел предложить другим брахманам и царям, но не успел - настал конец игры.


Вот так. Осталось только поблагодарить за игру всех игроков и игротехов, и, конечно, мастера - Азрафель за титанический труд по подготовке этой игры.